МАДОУ Детский сад № 9 Журавлик Великий Новгород

Советы родителям по развитию речи дошкольников


 Советы родителям по развитию речи дошкольников


Человек не обладает речью при рождении, она формируется и развиваетсявместе с его ростом и развитием, то есть, практически, всю жизнь. Но это неозначает, что речь развивается сама по себе, без участия взрослых.Именно дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи.То, что ребёнок не усвоил в дошкольном возрасте, восполняется в более позднийпериод с большим трудом, а то и не восполняется совсем. Если вы хотите, чтобыребёнок успешно обучался в школе, надо целенаправленно заниматься развитием егоречи. Ведь именно речь является источником получения знаний по всем предметамшкольного курса (от того, как ребёнок прочтёт и поймёт параграф, зависит, какон его потом расскажет). Именно с помощью речи ребёнок общается с окружающими,в том числе, с учителями, соответственно, чем правильнее он будет выражать своимысли, тем лучше его будут понимать.

Речь ребёнка 3-4 лет.

В звуковом отношенииречь трёхлетнего ребёнка далека от совершенства. Он может неправильнопроизносить шипящие (Ш, Ж, Щ, Ч), сонорные (Р,РЬ,Л,ЛЬ) звуки. Речь звучитсмягчённо («зюби» - «зубы», «толь» - «стол»). Кроме этого, детям этого возрастатрудно даётся произношение двух-трёх рядом стоящих согласных звуков (Такназываемое стечение согласных). Чаще всего ребёнок произносит один из этихзвуков, остальные пропускает («туй» - «стул»). Слоговой состав слова в этомвозрасте тоже нарушен – часто из слова выпадают неударные слоги, слогипропускаются, переставляются, особенно в длинных словах («поподой» - «помидор»,«мицинел» - «милиционер»). Но в целом речь трёхлетнего ребёнка понятнаокружающим.

Ребёнок 3-4 лет активноосваивает грамматические формы: единственное и множественное числосуществительных (рука-руки, мяч-мячи), согласование прилагательных ссуществительными в роде (красный шар, красная кофта, красное яблоко),согласование глагола прошедшего времени с существительным (папа пришёл, мамапришла), 

склонениесуществительных (игрушке, игрушкой).

Активный словарный запас(то есть те слова, которые ребёнок употребляет в речи) четырёхлетнего ребёнкадостигает 1000 и более слов.

Своё развитие получает вэтом возрасте и связная речь: ребёнок легко отвечает на вопросы простымираспространёнными предложениями, может описать предмет 2-3 предложениями.

Речь ребёнка 4-5 лет.

К пяти годам дети должнынаучиться правильно выговаривать все звуки родного языка. Но на пятом году ещёдопускаются ошибки в произношении шипящих (Ш,Ж,Ч,Щ) и сонорных (Р,РЬ,Л,ЛЬ)звуков. Слоговой состав слов не должен быть нарушен.

В этом возрасте детиначинают осваивать образование множественного числа родительного падежасуществительных (одна кукла - много кукол), согласование существительных сприлагательными в роде, числе и падеже (видела полосатых котят, играю с полосатымикотятами). В большинстве случаев на пятом году жизни ребёнок правильноупотребляет предлоги пространственного значения (в, на, под, у, около).

Словарный запаспополняется определениями (смешной, отличный, неряшливый) и глаголамиповелительного наклонения (встать, лежать). Активный словарь пятилетнегоребёнка составляет 2500 – 3000 слов. Ребёнок свободно использует обобщающиеслова, группирует предметы по родовым признакам (одежда, мебель, посуда, овощии т.д.).

В этот период происходитстановление монологической речи. Дети хорошо понимают прочитанное, отвечают навопросы по содержанию, способны пересказать сказку, короткий рассказ. На пятомгоду жизни совершенствуются средства выразительности высказывания: темп, высотаи сила голоса.

Речь ребёнка 5-6 лет.

Дети этого возраста должныуметь правильно произносить самые трудные звуки: свистящие (С,СЬ,З,ЗЬ,Ц).шипящие (Ш,Ж,Щ,Ч) и сонорные (Р,РЬ,Л,ЛЬ). Кроме этого, у детей совершенствуетсяфонематическое восприятие – они различают заданный звук среди других звуков,выделяют из группы слов, фраз слова с заданным звуком. Ребёнок этоговозраста уже может сравнивать свою речь с речью окружающих и устанавливатьнесоответствия: неправильное произношение звуков, слов.

На шестом году жизни вречи ребёнка присутствуют все части речи. Он умеет образовывать слова с помощьюсуффиксов (футбол - футболист), приставок (ехал - приехал),уменьшительно-ласкательные формы (мяч-мячик). Правильно употребляютсуществительные в родительном падеже множественного числа (много стульев, окон,песен).

К шести годам ребёнокуглубляет и уточняет свои познания об одном и том же предмете. Он можетохарактеризовать предмет по разнообразным качествам: величина, форма, цвет,вкус. материал изготовления, сфера применения. (Это яблоко. Оно круглое,зелёное, большое, сладкое. Это фрукт, его едят).

Связная речь являетсяпоказателем речевого развития ребёнка. Шестилетний ребёнок способен составитьрассказ по серии картин, самостоятельно расположив картины в логическойпоследовательности. Кроме того, он может вообразить события, предшествующиеизображённым на картине, и последующие.

Дети шести лет способныанализировать звуковой состав слова (определять количество звуков в словах из4-5 звуков), сравнивать слова по количеству звуков. Так же способныанализировать словесный состав предложения из 2-3 слов.

Речь ребёнка 6-7 лет.

Ребёнок 6 лет долженправильно выговаривать все звуки родного языка и различать эти звуки (выделять,слышать) в речи окружающих.

Дети шести летупотребляют все части речи, в том числе причастия (игравший) и деепричастия(вставая). Они умеют согласовывать прилагательные в роде и числе (красный шар,красная блузка, красное яблоко, красные цветы). Правильно употребляютродительный падеж множественного числа существительных (много стульев, гусей,мест, зим).

Употребляют не толькопростые, но и сложные предложения (Не пойду гулять, потому что… Помогу, если…).Дети этого возраста правильно согласовывают слова в предложении. Самостоятельнообразовывают однокоренные слова (зима - зимний, лес-лесник-лесовик).

Речь детей насыщенаобобщающими словами (посуда, мебель, инструменты, овощи, фрукты, домашние идикие животные). Активно используют синонимы (простой - несложный, чужой -неродной, ласковый -беззлобный) и антонимы (горячий - холодный, храбрый -трусливый). Ребёнок этого возраста способен объяснить многозначность слов (Ключ– это…).

У ребёнка седьмого года жизнихорошо развита диалогическая речь: отвечает на вопросы, подаёт реплики, задаётвопросы. Свободно пользуется интонациями. Способен построить краткоемонологическое высказывание. Рассказывает грамматически правильно,последовательно и связно.

15 мая 2016 в 19:38