МАДОУ Детский сад № 9 Журавлик Великий Новгород

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЖУРАВЛИК» с приложением ее копии

Краткая аннотация

адаптированной основной образовательной программы

дошкольного образования  «Журавлик»  

МАДОУ «Детский сад № 9 «Журавлик»

Адаптированная  основная образовательная программа дошкольного образования  «Журавлик»  (далее – Программа «Журавлик») МАДОУ «Детский сад № 9 «Журавлик»  - это нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, обосновывающий выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса.

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования «Журавлик» — образовательная программа, адаптированная для обучения, воспитания и развития лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Основными документами, регламентирующими ценностно-целевые и методологические основы Программы  «Журавлик» являются:

§ Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

§  ФГОС ДО  (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155);

§ «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПиН 2.4.1.3049-13, (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26);

§ Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от 27.07.1998г;

§ Конституция РФ.

Основой  Программы «Журавлик» является поддержка разнообразия детства, оказание психолого-педагогической помощи дошкольникам, имеющим особенности  в физическом, познавательном и  речевом развитии.

Программа «Журавлик» призвана обеспечить поддержку становления и развития у воспитанников дошкольной организации познавательной активности, готовности самостоятельно учиться в течение всей жизни (навыков непрерывного образования), привычки к здоровому активному образу жизни через предоставление им возможности влиять на содержание, технологии и отдельные элементы образовательной деятельности.

Программа «Журавлик» определяет систему коррекционно-развивающей работы в группах  для детей дошкольного возраста (2 – 7 лет) с ОВЗ, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание психофизического, познавательного и речевого  развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Программа разработана, утверждена и реализуется в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 9 «Журавлик» (далее – ОУ, МАДОУ)  в нормативный период пребывания детей в ОУ.  Нормативный период определяется показаниями (рекомендациями ТПМПК) может длиться в течение  2-х, 3-х, 4-х, 5 лет.

МАДОУ  оказывает помощь семье в воспитании детей дошкольного возраста, оздоровлении и коррекции недостатков, в охране и укреплении их физического и психологического здоровья, в развитии индивидуальных способностей детей.

Данная программа составлена в соответствие с рекомендациями:

· «Примерная основная образовательная программа дошкольного образования», одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию;

· Примерная образовательная программа дошкольного образования «Истоки» Т.И. Алиевой, Т.В. Антоновой, Е.П. Арнаутовой и др.;

· «Детство: примерная  образовательная программа дошкольного образования» Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др.

·  «Подготовка к школе детей с задержкой психического и развития» под редакцией С.Г. Шевченко, проект программы для детей 4-5 лет с ЗПР под редакцией С.Г. Шевченко;

· «Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей» Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой;

· «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет»,  издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО, Н.В. Нищевой;

· Программно – методическое пособие «Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения» под редакцией Т.Г. Неретиной;

· Плаксина Л.И. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения).

  По программе «Журавлик» дети с ОВЗ посещают группы компенсирующей направленности. 

Для коррекционной работы с детьми с ОВЗ  в группах создаются условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, прописанных в заключении ПМПК.

 В программе «Журавлик» отражается содержание работы по коррекции нарушений развития детей с ОВЗ. В планирование работы в каждой из образовательных областей включаются коррекционные мероприятия.

Для каждого воспитанника с ОВЗ все специалисты после проведения педагогической диагностики индивидуального развития и на основе данной Программы «Журавлик» разрабатывают  индивидуальный образовательный маршрут, подбираются педагогические технологии, методики и формы деятельности, соответствующие образовательным потребностям данного ребенка.

Ребенок с ОВЗ может посещать МАДОУ целый день, а также и 2-3 часа по рекомендациям ПМПК.  Для детей, посещающих 2-3 часа, специалист составляется индивидуальный план работы с данным ребенком,  планируется время и формы занятости ребенка на каждый день недели и разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут.

Учитель-дефектолог, учитель-логопед осуществляет информационно-просветительскую деятельность среди педагогов группы и родителей, подключая последних к коррекционно-развивающей деятельности, обучая их педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком. Предусматривается подключение родителей к участию в интегрированных занятиях, присутствие родителей на индивидуальных занятиях с их ребенком, обязательное консультирование родителей специалистами.

 Программа «Журавлик» включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел Программы «Журавлик» включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.

· Пояснительная записка  раскрывает:

-  Структуру Программы «Журавлик»;

- Приоритетные направление деятельности образовательного учреждения по реализации Программы «Журавлик»;

- Цели и задачи реализации Программы;

- Принципы и подходы к формированию Программы;

- Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 9 «Журавлик»;

· Планируемые результаты освоения Программы «Журавлик» в виде целевых ориентиров;

· Мониторинг достижений.

Содержательный раздел Программы включает:

·   описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях - социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической;

·   описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;

·   описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей с ОВЗ.

Программа «Журавлик»  определяет примерное содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как:

– игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры),

– коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми),

–познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как:

– ознакомление с  художественной литературой и фольклором,

– самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),

– конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,

– художественное творчество, изобразительная (рисование, лепка, аппликация),

– музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),

– двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Общий  объем содержательного раздела Программы «Журавлик» рассчитан с учетом направленности программы, в соответствии с возрастом воспитанников и основными направлениями их развития, спецификой дошкольного учреждения  и включает время, отведенное на:

- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организованной образовательной деятельности и организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и психическом развитии детей и в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях;

- образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в психофизическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов, через совместную деятельность детей и педагогов;

- самостоятельную деятельность детей;

- взаимодействие с семьями детей по реализации Программы «Журавлик».

В содержательный раздел  Программы «Журавлик», часть, формируемая ОУ, отражает:

1)  приоритетное направление деятельности учреждения  по сохранению  укреплению психологического здоровья детей. Содержание отражено в направлении «Социально-коммуникативное развитие»;

2) специфику национально-культурных, демографических, климатических условий  через введение в содержание  экологическо-краеведческого материала по теме «Мой край – земля Новгородская».

Данная часть Программы  учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов.

В Программу «Журавлик», содержательный раздел, включена коррекционная  работа, создание  специальных условий для детей с ОВЗ и  использование методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

При построении коррекционной  работы учитываются особенности развития и  специфические образовательные потребности детей с ОВЗ.

Коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении Программы «Журавлик».

Содержание коррекционной работы обеспечивает:

выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и психическом развитии;

осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

возможность освоения детьми с ОВЗ Программы «Журавлик».

Организационный раздел  описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров, а также особенности организации образовательной деятельности, а именно описание:

· Ведущая деятельность-игра;

· Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении;

· Организация образовательной деятельности;

· Описание вариативных форм, способов, методов, и средств реализации Программы «Журавлик»;

· Интегрированная деятельность в системе работы;

· Интеграция усилий учителя-дефектолога, учителя-логопеда и воспитателя;

· Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;

· Способы и направления поддержки детской инициативы;

· Взаимодействие с семьей;

· Культурно-досуговая деятельность;

· Примерный перечень развлечений и праздников;

· Кадровые условия реализации программы «Журавлик»;

· Финансово-экономические условия, в том числе условия оплаты труда педагогов;

· Сетевое взаимодействие с социо-культурным окружением;

· Примерный учебный план;

· Примерный перечень используемой литературы и готовых тетрадей.

· Примерные лексические темы

 

Деятельность ОУ организуется с учетом особенностей детей с ОВЗ и опирается на принципы коррекционно-развивающего обучения и воспитания.

В соответствии с профилем групп такое направление, как физическое, познавательноеречевое, выдвинуто в Программе «Журавлик»  на первый план.

Оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи воспитанникам с ОВЗ направленно на решение задач коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей:

· создание ребенку с ОВЗ возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития;

· обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка;

· стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);

· восполнение пробелов предшествующего развития и дальнейшее накопление знаний и представлений об окружающей действительности;

· развитие и совершенствование общей и ручной моторики;

· развитие слухового восприятия, внимания; развитие зрительного восприятия, памяти;

· развитие осязания и мелкой моторики;

· ориентировка в пространстве;

· социально-бытовая ориентировка;

· коррекция нарушений изолированных звуков, автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях, связной речи; дифференциация звуков, коррекция нарушений звуко-слоговой структуры;

· совершенствование лексических и грамматических средств языка, развитие связной речи;

· активизация всех видов мыслительной деятельности;

· развитие художественно-творческих способностей в рисунке, лепке, аппликации;

· всесторонняя подготовка детей к обучению в школе.

Программа  направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в психофизическом развитии детей.

2 мая 2017 в 19:32

Прикреплённые файлы: