МАДОУ Детский сад № 9 Журавлик Великий Новгород

«Как научить ребенка жить среди людей»

 Подготовила:  воспитатель группы № 6 Тюрякова Е.В.

Вы, родители, и мы, педагоги, всегда озабочены проблемой: как сделать так, чтобы наши дети выросли добрыми и умными, честными и правдивыми, как научить ребенка жить среди людей, постичь те нравственные нормы, которые ему необходимы в жизни? Ответ один – социально-нравственное воспитание детей необходимо начинать с дошкольного периода. Потому что именно в дошкольном возрасте закладываются основы характера, формируется механизм личностного поведения.
Суть социально-нравственного воспитания состоит в формировании отношений и поступков детей по отношению к природе, к людям, к самому себе. Важно, чтобы дети освоили нормы и правила поведения, которые существуют в человеческой культуре и общении с другими людьми.
Формирование моральных качеств – процесс сложный.
Ведь дети еще не были взрослыми. Все, что они могут понять о правилах поведения, отношениях между людьми исходит из опыта взаимодействия, прежде всего со своими же родителями. Взрослый, находящийся рядом, это и пример для ребенка, и помощник в формировании образа мира.
Задача родителей и педагогов детского сада – помочь ребенку понять окружающий его мир, создать условия для развития бережного к нему отношения, развивать у детей чувство собственного достоинства, знакомить с правилами общения, научить оценивать поступки других людей.
Первые нравственные понятия, регулирующие поведение ребенка «можно», «нельзя» вводятся уже на первом году жизни, когда ребенок начинает понимать обращенную к нему речь. Затем, когда ребенок начинает обретать способность к волевым усилиям, необходимо ввести понятие «надо». Оно означает «Ты не хочешь делать, но это необходимо, надо для тебя и окружающих».
Активность
Дети все разные, каждый из них имеет свои особенности и индивидуальные черты характера. Есть дети активные (непоседы). Такая активность детей частенько раздражает взрослых, которым хочется, чтобы все вокруг было чинным и благородным, в то же время для ребенка движение – это и признак, и средство развития и роста, т.е. естественная потребность. В большинстве своем дети хотят справиться со своими проблемами, так как видят реакцию взрослых, недовольных их поведением.
Но действительно ли это проблема, а не естественная потребность в движении? Взрослым необходимо сначала понять это и выяснить причины.
Что же делать с непоседами?
Как предотвратить проблему:
- важно помочь перевозбужденным детям почувствовать себя уверенно, научить самоконтролю и самоуважению;
- информируйте детей заранее о предстоящих делах: «Сейчас мы оденемся и пойдем гулять. Примерно через час вернемся, и будем обедать. Надевай сапожки, куртку и пойдем»;
- по возможности придерживайтесь режима дня – сон, еда, прогулка в одно и то же время;
- научитесь видеть положительные стороны в активности детей: он быстро включается в действие, быстро выполняет работу;
- не предлагайте ребенку занятий, требующих слишком долгого сидения на одном месте.
Как справиться с проблемой, если она уже есть.
- слишком энергичному ребенку нужно давать время и возможность выплеснуть свою энергию так, чтобы это не принесло вреда ни ему, ни окружающим: кувыркаться на матраце, пролезать под стульями, сжимать в руке мячик или силомер;
- чтобы помочь активному ребенку сосредоточиться, возьмите его на колени или придерживайте его рукой за плечи, двумя руками за предплечья;
- как можно чаще, когда ребенок спокоен, давайте ему знать, что его сверхактивное поведение улучшается: «Видишь, ты уже смог надолго сосредоточиться. Наверное, ты сейчас гордишься собой?»;
- поручайте ему дела, в которых нужно проявление его активности – собрать всех к столу, принести необходимый предмет.
Рассеяность
Встречаются рассеянные дети. Причины рассеянности могут быть разные. Возможно, у ребенка нарушен слух, и он просто не слышит ваше задание, или он плохо видит и не может различить на расстоянии то, о чем его спрашивают. В конце концов ребенок может задуматься, мечтать и фантазировать.
Что делать в этом случае?
Как справиться с рассеянностью?
Рассеянные дети.
Как предотвратить проблему:
- проверить у врача-специалиста слух, зрение ребенка;
- попросите ребенка рассказать или нарисовать то, о чем он так долго раздумывал (возможно, у него огромный внутренний мир, и это совершенно другая сторона дела);
- постарайтесь, чтобы детская комната не выглядела слишком отвлекающе;
- терпеливо повторяйте задание несколько раз, постепенно увеличить объем информации, который вы даете. Например: «Спроси у бабушки, где коробка с нитками». Затем: «Спроси у бабушки, где коробка с нитками, найди ее и принеси мне черные нитки».
Как справиться с проблемой, если она уже есть:
- чаще занимайтесь с ребенком один на один, так ему легче будет сосредоточиться
- для того, чтобы ребенка ничего не отвлекало, когда он работает за столом, ставьте на стол невысокую картонную ширму;
- давайте ребенку знать, что его поведение улучшается: «Ты уже смог так надолго сосредоточится, что собрал всю головоломку. Наверное, сейчас ты гордишься собой»;
- не перегружайте ребенка заданиями, требующими максимального сосредоточения, чтобы не получить обратного эффекта – чувство сопротивления, скуки, отторжения;
- обучайте необходимым навыкам в тот момент и на том материале, когда ребенок заинтересован. Например, когда ребенок купается в ванной, посчитайте вместе с ним, сколько там флакончиков, какой из них самый высокий, в какой поместиться больше воды.
Обман
Следующая проблема тоже встречается нередко – ребенок часто обманывает.
Все маленькие дети иногда говорят неправду. В большинстве случаев они это делают потому, что не считают это чем-то недопустимым и безнравственным. Они убеждены, что нет ничего плохого в том, чтобы соврать, если этим поможешь другу или избежишь наказания. Никакие нотации и внушения тут не помогут. Лучше всего взрослым не ставить детей в такие ситуации, когда они вынуждены лгать «чтобы спасти свое лицо». Иногда дети просто фантазируют, и к обману это не имеет никакого отношения. Но что делать, если такая проблема существует, как же предотвратить?
Как предотвратить проблему:
- при всякой возможности старайтесь показать ребенку разницу между миром фантазии и реальным миром: «Конечно, играть в Бэтмана интересно, но он ненастоящий, его придумал писатель, потом сняли фильм;
- постарайтесь не ставить ребенка в ситуации, когда он будет вынужден оправдываться, не спрашивайте: «Почему ты так сделал?». Лучше спросите: «Когда вы поссорились, что произошло?»;
- у ребенка должно развиваться чувство собственного достоинства. Это возможно только тогда, когда он будет твердо знать, что его любят и принимают в любых ситуациях.
Как справиться с проблемой, если она уже есть:
- если ребенок врет вам прямо в глаза, не улучайте его, не ругайте;
- если вы твердо знаете, что ребенок сейчас лжет, скажите ему: «Ты рассказал очень интересную, занимательную историю» - давая ему понять, что отличаете ложь от правды;
- никогда не спрашивайте у ребенка, правда ли то, что он сейчас рассказывает, потому, что это как раз и поставит его в ситуацию обмана;
- упорное вранье – сигнал того, что ребенок сильно неуверен в себе, он испытывает потребность «сочинить себя», чтобы быть более значимым для окружающих;
- если обман связан с отрицанием совершения поступка, скажите: «Мы все иногда поступаем не так, как нужно. Ты хороший человек, давай вместе решим, как нужно сделать».
Воровство
Давайте рассмотрим еще одну проблему – воровство.
Если только ребенка не подучивали это делать кто-то из взрослых, то он это делает только потому, что чувствует себя обделенным в чем-то. Такому ребенку кажется, что он лишен чего-то такого, что есть у других детей. Если дети обделены вниманием и заботой, они пытаются овладеть какими-то материальными объектами в качестве замены. Это приносит удовлетворение ненадолго, и они повторяют свои действия снова. Иногда ребенок кладет в карман игрушку просто по привычке, не задумываясь о том, что он совершает что-то неправильное.
Как предотвратить проблему:
- позаботьтесь, чтобы ребенок не чувствовал себя обделенным вашим вниманием, заботой;
- помогите ребенку обрести чувство собственного достоинства, чтобы он не испытывал страданий от того, что у других есть нечто большее.
Как справиться с проблемой, если она уже есть:
- если подозреваете, что ребенок взял чужую вещь, но до конца не уверены в этом, попросите его вывернуть карманы, когда поблизости никого нет. Если окажется, что ребенок ничего не брал, объясните ему причины вашего беспокойства и обязательно извинитесь;
- если вы поймали ребенка на воровстве, то спокойно попросите положить предмет на место, не стыдите его, не унижайте;
- представляйте ребенку больше возможности выполнять роль лидера или вашего помощника. Это даст ему ощущение собственной значимости;
- если другим детям становится известно, что ребенок ворует, поговорите с ним о том, что важно помочь ему справиться с этой проблемой;
- обсудите вместе с другими членами семьи, с воспитателями возможные причины такого поведения. Вместе их найти проще.
Проблемы, о которых шла речь, могут возникнуть в любой семье. Но я хочу сказать: все поступки детей должны быть прощенные. И еще: всегда верьте в своего ребенка. Если не верить в своего ребенка, он не поверит в свои возможности, и едва ли будет успешен в жизни.
«Словарик нравственности».
Мы часто говорим «Нравственное воспитание» - это активный процесс формирования нравственных чувств, привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка.
«Привычка» - это потребность человека совершать определенные действия.
Есть нравственные привычки (хорошие, полезные) – здороваться, чистить зубы по утрам. Есть вредные привычки (сосать палец, брать в рот грязные предметы).
Все слышали выражение «Моральный облик» - поступки и поведение, умение соблюдать нормы морали вопреки собственной выгоде и интересам при отсутствии контроля.
Первые нравственные понятия, регулирующие поведение ребенка: «можно», «нельзя», «надо». Понятие «нельзя» вводится на 1 году жизни, когда ребенок начинает понимать обращенную к нему речь. Когда ребенок начинает обретать способность к волевым усилиям, необходимо ввести понятие «надо». Оно означает: «Ты не хочешь делать, но это необходимо, надо для тебя и окружающих».

 

 

 «Если не воспитаны разумные привычки и навыки – значит воспитаны другие, и надо уже не воспитывать, а перевоспитывать, а это всегда значительно труднее, а иногда и невозможно».

А.С. Макаренко

19 октября 2017 в 13:56