Удалить
|
Современный комплексный подход к экологическому воспитанию дошкольников с ограниченными возможностями здоровьяОсипова Екатерина Николаевна, старший воспитатель, МАДОУ «Детский сад № 9 «Журавлик»
Современный комплексный подход к экологическому воспитанию дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
«Я сорвала цветок, и он завял. Я поймала жука, И он умер у меня на ладони. И тогда я поняла, Что прикоснуться к природе Можно только сердцем». Л. Фесюкова Живая природа воздействует на ребёнка, вызывая у него эмоциональный отклик. Но этой естественной, самопроизвольной основы недостаточно для воспитания гуманного отношения к объектам природы. Известно, каким сложным и часто противоречивым бывает поведение маленького ребёнка в природной среде: имея самые добрые намерения, дети, тем не менее, совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся им цветы, мучают – «ласкают» – котёнка и др.). Необходимо систематическое воспитание ребенка окружающими взрослыми, чтобы познание природы стало школой развития чувств, эмоций в их взаимосвязи и взаимовлиянии на нравственные поступки, Ценными бывают не только знания и опыт взрослых, но и личный пример проявления доброты, великодушия, сочувствия. МАДОУ «Детский сад № 9 «Журавлик» оказывает коррекционную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), в том числе и детям с задержкой психического развития (далее – ЗПР). У детей с ЗПР недостаточно развита память, неустойчивое внимание, отмечается медлительность психических процессов, снижена переключаемость. Недостаточно сформированы пространственные и временные представления. Бедный словарный запас и ограничен запас общих сведений об окружающем (гораздо беднее, чем у нормального развивающихся детей того же возраста). Отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций, характерна слабая воля и слабая заинтересованность в оценке их деятельности. Недостаток конкретных ощущений при наблюдении природы ведёт к эмоциональной бедности, неумению выразить своё отношение к окружающему. Но если одновременно с восприятием эстетической стороны природы педагог даёт нравственные правила отношения к ней, то этические оценки, совпадая, образуют нравственно-эстетические нормы, по мере усвоения которых можно судить о степени сформированности гуманных чувств и интереса к живым существам. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагоги нашего учреждения увидели, что продуманная организация прогулок, совместной деятельности, специальных наблюдений развивает у детей мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы и дети начинают замечать большие и маленькие изменения в окружающем мире. Ребенок с ОВЗ, размышляя о природе под влиянием взрослого, обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Наш детский сад реализует адаптированную основную образовательную программу «Журавлик». Экологическое воспитание входит в содержательный раздел программы, и реализуется в таких образовательных областях как: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое развитие», где основными задачами является не только ознакомление с природными явлениями, но и формирование элементарных экологических представлений. Экологическое воспитание детей с ОВЗ является важным направлением деятельности МАДОУ «Детский сад № 9 «Журавлик». Коллектив нашего учреждения пришел к выводу, что для успешного развития социальной компетентности детей с ОВЗ необходимо развивать экологическое сознание дошкольника через любовь к окружающей его природе. Ведь мир огромен, а ребёнок ещё мал, и опыт его ограничен. Знакомясь с жизнью того или иного растения или животного, ребёнок с ограниченными возможностями здоровья эмоционально реагирует на происходящие события – удивляется, восхищается, приобретает практический опыт. У него возникает интерес, понимание, любовь, стремление заботиться «о братьях наших меньших», бережно относиться к деревьям, не ломать кусты, не топтать цветы, не разорять птичьи гнёзда, не разрушать муравейники. Он учится беречь и уважать природу, стремится проникнуть за пределы увиденного, узнать новое, неведомое, даже таинственное. Экологическое воспитание – это часть нравственного воспитания. Не стоит считать, что дети с ограниченными возможностями здоровья не нуждаются в экологическом воспитании. Это полноправные члены общества и они обладают потребностями приобщаться к культуре, обучаясь разнообразным формам образования и труда. Дети с ОВЗ - неотъемлемая часть общества, способная внести свой вклад в окружающую их действительность. Их поведение должно соответствовать всем моральным, этическим и правовым нормам. Чтобы заинтересовать детей с ОВЗ педагоги выбрали один из перспективных методов - метод проектной деятельности. Он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения у детей с ОВЗ в области экологического воспитания. Педагоги МАДОУ разработали долгосрочный исследовательский проект «Экологическая тропинка», в который вошли среднесрочные проекты «Экологическая тропинка. Деревья осенью», «Экологическая тропинка. Деревья зимой», «Экологическая тропинка. Деревья летом». Проекты, на наш взгляд, – одна из самых успешных форм для развития индивидуальности ребёнка. Именно в проектной деятельности ребёнок участвует, как субъект собственного образования, и, что очень важно для детского сада, родители охотно включаются в образовательный процесс как непосредственные заказчики и участники воспитания и образования собственных детей (приложение № 1). Целью проекта «Экологическая тропинка» является формирование экологической культуры, навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе. Участниками проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители воспитанников. Основными задачами являются: · Формирование у детей элементов экологического сознания, понятия о живой и неживой природе; развитие понимание взаимосвязей в природе и места человека в ней. · Воспитание гуманного отношения к природе через восприятие её красоты и её многообразия, через общение с природой и чувства переживания к её бедам, а также желание бороться за сохранение природы. · Развитие первоначальных географических представлений, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности. · Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе (закладывать предпосылки так называемого рефлекса охраны природы); эмоционально положительного отклика у детей и их родителей в результате взаимного общения. · Стимулирование коммуникативной активности детей; создание условий для овладения различными формами общения; обеспечение полноценного эмоционального и делового контакта с взрослыми и сверстниками. · Побуждение детей к проявлению настойчивости в поисках ответа на возникающие вопросы и стремление к экспериментированию, познанию, творчеству; учению формулирования выводов, маленьких открытий. · Развитие диалогической и монологической речи дошкольников; формирование способности к построению связных высказываний; обогащению словарного запаса детей. Ожидаемый результат: · Интерес воспитанников к различным представителям животного и растительного мира, желание больше узнать об их жизни. · Знание и выполнение правил обращения с живым существом. · Осознание необходимости охранять растения и животных, заботиться о них. · Желание и умение ухаживать за живым объектом. · Эмоциональность восприятия и общения с растениями и животными. В рамках проекта педагоги организовали творческую группу и за учебный год подобрали дополнительный материал к природным объектам: пословицы и поговорки, стихотворения, загадки, народные приметы, скороговорки, биологические особенности и т.д. Педагоги нашего учреждения структурировали материал и разработали методическое пособие «Экологическая тропинка». В нем представлены различные формы работы с детьми: наблюдения за живыми объектами («Экологическая тропинка»), поисково-познавательная деятельность (элементарное экспериментирование с объектами неживой природы), труд в природе (примерное планирование трудовой деятельности детей в природе, конспекты совместной деятельности педагога с детьми). Кроме того, материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребёнка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым. Педагоги детского сада отметили, что необходимо формировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Для этого они создали развивающую среду экологического направления. В ней дети с ограниченными возможностями здоровья познают окружающий мир, учатся самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдают за объектами и явлениями живой и неживой природы и активно взаимодействуют с ними. Педагоги разработали схему «Экологическая тропа» (приложение № 2). В ней изображено здание и прилегающая территория с природными объектами. Объектами тропы являются деревья и кустарники, которые растут на территории образовательного учреждения. Экологическая тропа - один из важнейших компонентов экологической развивающей среды в МАДОУ «Детский сад № 9 «Журавлик». Она позволяет дошкольнику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить их. Именно экологическая тропа позволяет понять общую связь живого организма с внешней средой, наблюдать жизнь живых организмов в экосистемах, их взаимное влияние друг на друга и т.д. Коллектив МАДОУ эффективно использует в работе с детьми с ОВЗ следующие методы и приемы экологического воспитания: · наблюдение · использование иллюстративно-наглядного материала · игры · несложные опыты, знакомящие детей с природой · моделирование · рассказ взрослого о предметах и явлениях природы · художественная природоведческая литература · беседы о природе · труд детей в природе · экскурсии в природу · элементарная поисковая деятельность детей · совместная деятельность · коллекционирование. Наблюдение – это специально организованное взрослым, целенаправленное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Цель: усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений. · Иллюстративно-наглядный материал: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, модели, диафильмы, кино- и телефильмы. Цели: формирование знаний об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно; представление о длительно протекающих в природе явлениях; обобщение и систематизация, углубление знаний детей; формирование эстетического восприятия природы, обогащение эстетических впечатлений и чувств. · Игры – игры с готовым содержанием и правилами и творческие игры. Игры с готовым содержанием и правилами: дидактические (предметные, настольно-печатные, словесные) и подвижные игры. Цели: уточнение, закрепление, расширение имеющихся у детей представлений о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитие памяти, внимания, наблюдательности, активизация разнообразных умственных процессов; обогащение словаря; воспитание умения играть вместе. Игры вызывают эмоциональное отношение к природе и дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков, обобщать и классифицировать. Творческие игры природоведческого содержания: организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Цели: усвоение знаний о труде взрослых в природе, осознание значения труда взрослых, формирование положительного отношения к труду. · Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Цели: формирование у детей познавательного интереса к природе, развитие наблюдательности, мыслительной деятельности; осознание детьми причинно-следственных связей. · Моделирование – совместная деятельность взрослого и детей по построению (выбору или конструированию) моделей. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Цель: успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. · Рассказ – вид творческой художественной деятельности взрослого, требующий у него определённых знаний о природе, наблюдательности, умения сопоставлять явления природы, размышлять над ними. Не менее важна выразительность речи. Цель: создание у детей точного, конкретного представления о наблюдаемом в данный момент или виденном ранее объекте, явлении природы; сообщение детям новых, неизвестных им фактов. · Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Знакомясь с её содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнение, радость, страх. Общее требование к методике использования книг – сочетание чтения с непосредственным наблюдением в природе. Цель: воспитание этических представлений – любви и бережного отношения к природе; воспитание эстетического восприятия окружающего мира. · Беседы о природе принято делить на следующие виды: установочные (или предварительные), эвристические и итоговые. Установочная беседа собирает внимание детей, вызывает интерес к предстоящей деятельности, актуализирует имеющийся опыт для установления связи между знаниями, полученными ранее, экскурсией или наблюдением и т.д. Эвристическая беседа предполагает установление причин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений. Итоговая беседа используется для обобщения и систематизации знаний детей о природе, полученных в процессе наблюдений, игр, чтения художественных произведений, труда, проведения опытов и т.д. Цели: возбуждение интереса к предстоящей деятельности; уточнение, углубление, обобщение и систематизация знаний детей о природе, формирование отношения к природе. · Труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. Цели: воспитание любви к природе, бережного и заботливого отношения к ней; расширение кругозора детей; создание благоприятных условий для решения задач сенсорного воспитания. · Экскурсии в природу – один из основных видов совместной деятельности и особая форма организации работы по экологическому воспитанию. Цель: знакомство детей с объектами и явлениями природы в естественной обстановке. · Поисковая деятельность – совместная работа взрослого и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира. Цель: высокая активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания. · Коллекционирование-это ещё один способ привлечь внимание детей к окружающему миру. Коллекционирование не должно наносить вреда природе, поэтому лучше всего собирать различные породы и минералы (гранит, кварц, слюда, известняк и т.д.) Коллекционировать можно всё, что угодно: запахи, звуки, краски природы, открытки о природе, рисунки. Коллекции могут лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми. Педагоги МАДОУ «Детский сад № 9 «Журавлик» активно используют в своей работе методический материал пособия «Экологическая тропа». Используя материал, педагоги пришли к выводу, что особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает его личностный рост, понимание ребёнком мира, в котором он живет. Многогранный мир природы пробуждает у детей с ограниченными возможностями здоровья любознательность и интерес. Окружающая природа эмоционально захватывает ребёнка, поражает его воображение. Содержание природоведческих знаний очень занимательно для детей и побуждает их к размышлению, сомнению, сравнению, обобщению. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как именно в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Составные экологической культуры личности дошкольника – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности – в играх, в труде, повседневной жизни. Эффективность экологического воспитания дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей среды, а также от системной педагогической работы с детьми. Приложение № 2
Приложение № 1 Основные направления реализации проекта «Экологическая тропа (Деревья осенью)»
Основные направления реализации проекта «Экологическая тропа (Деревья летом)»
Основные направления реализации проекта «Экологическая тропа (Деревья зимой)»
15 февраля 2017 в 15:55
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.