Удалить

Современный комплексный подход к экологическому воспитанию дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

 Осипова Екатерина Николаевна,

старший воспитатель,

МАДОУ «Детский сад № 9 «Журавлик»


Современный комплексный подход к экологическому воспитанию дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

 

«Я сорвала цветок, и он завял.

Я поймала жука,

И он умер у меня на ладони.

И тогда я поняла,

Что прикоснуться к природе

Можно только сердцем».

Л. Фесюкова

Живая природа воздействует на ребёнка, вызывая у него эмоциональный отклик. Но этой естественной, самопроизвольной основы недостаточно для воспитания гуманного отношения к объектам природы.

Известно, каким сложным и часто противоречивым бывает поведение маленького ребёнка в природной среде: имея самые добрые намерения, дети, тем не менее, совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся им цветы, мучают – «ласкают» – котёнка и др.). Необходимо систематическое воспитание ребенка окружающими взрослыми, чтобы познание природы стало школой развития чувств, эмоций в их взаимосвязи и взаимовлиянии на  нравственные поступки, Ценными бывают не только знания и опыт взрослых, но и личный пример проявления доброты, великодушия, сочувствия.

МАДОУ «Детский сад № 9 «Журавлик» оказывает коррекционную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), в том числе и детям с задержкой психического развития (далее – ЗПР).  У детей с ЗПР недостаточно развита память, неустойчивое внимание, отмечается медлительность психических процессов, снижена переключаемость. Недостаточно сформированы пространственные и временные представления. Бедный словарный запас и ограничен запас общих сведений об окружающем (гораздо беднее, чем у нормального развивающихся детей того же возраста). Отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций, характерна слабая воля и слабая заинтересованность в оценке их деятельности.

Недостаток конкретных ощущений при наблюдении природы ведёт к эмоциональной бедности, неумению выразить своё отношение к окружающему. Но если одновременно с восприятием эстетической стороны природы педагог даёт нравственные правила отношения к ней, то этические оценки, совпадая, образуют нравственно-эстетические нормы, по мере усвоения которых можно судить о степени сформированности гуманных чувств и интереса к живым существам.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагоги нашего учреждения увидели, что продуманная организация прогулок, совместной деятельности, специальных наблюдений развивает у детей  мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы и  дети начинают замечать большие и маленькие изменения в окружающем мире. Ребенок с ОВЗ, размышляя о природе под влиянием взрослого, обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Наш детский сад реализует адаптированную основную образовательную программу «Журавлик». Экологическое воспитание  входит в содержательный раздел программы, и реализуется в таких образовательных областях как: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое развитие», где основными задачами является не только ознакомление с природными явлениями, но и формирование элементарных экологических представлений.

Экологическое воспитание детей с ОВЗ является важным  направлением деятельности МАДОУ «Детский сад № 9 «Журавлик».

Коллектив нашего учреждения пришел к выводу, что для успешного развития социальной компетентности детей с ОВЗ необходимо развивать экологическое сознание дошкольника через любовь к окружающей его природе. Ведь мир огромен, а ребёнок ещё мал, и опыт его ограничен.

Знакомясь с жизнью того или иного растения или животного, ребёнок с ограниченными возможностями здоровья эмоционально реагирует на происходящие события – удивляется, восхищается, приобретает практический опыт. У него возникает интерес, понимание, любовь, стремление заботиться «о братьях наших меньших», бережно относиться к деревьям, не ломать кусты, не топтать цветы, не разорять птичьи гнёзда, не разрушать муравейники. Он учится беречь и уважать природу, стремится проникнуть за пределы увиденного, узнать новое, неведомое, даже таинственное.

  Экологическое воспитание – это часть нравственного воспитания. Не стоит считать, что дети с ограниченными возможностями здоровья не нуждаются в экологическом воспитании. Это полноправные  члены общества и они обладают потребностями приобщаться к культуре, обучаясь разнообразным формам образования и труда. Дети с ОВЗ - неотъемлемая часть общества,  способная внести свой вклад в окружающую их действительность. Их поведение должно соответствовать всем моральным, этическим и правовым нормам.

 Чтобы заинтересовать детей с ОВЗ  педагоги  выбрали один из перспективных методов - метод проектной деятельности. Он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения у детей с ОВЗ в области экологического воспитания.

 Педагоги МАДОУ  разработали долгосрочный исследовательский проект «Экологическая тропинка», в который вошли среднесрочные проекты «Экологическая тропинка. Деревья осенью», «Экологическая тропинка. Деревья зимой», «Экологическая тропинка. Деревья летом».

 Проекты, на наш взгляд, – одна из самых успешных форм для развития индивидуальности ребёнка. Именно в проектной деятельности ребёнок участвует, как субъект собственного образования, и, что очень важно для детского сада, родители охотно включаются в образовательный процесс как  непосредственные заказчики и участники воспитания и образования собственных детей (приложение № 1).

 Целью проекта «Экологическая тропинка» является формирование экологической культуры, навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.

Участниками проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители воспитанников.

Основными задачами являются:

·  Формирование у детей элементов экологического сознания, понятия о живой и неживой природе; развитие понимание взаимосвязей в природе и места человека в ней.

·  Воспитание  гуманного отношения к природе через восприятие её красоты и её многообразия, через общение с природой и  чувства переживания к её бедам, а также желание бороться за сохранение природы.

·  Развитие первоначальных географических представлений, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности.

·  Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе (закладывать предпосылки так называемого рефлекса охраны природы); эмоционально положительного отклика у детей и их родителей в результате взаимного общения.

·  Стимулирование коммуникативной активности детей; создание условий для овладения различными формами общения; обеспечение полноценного эмоционального и делового контакта с взрослыми и сверстниками.

·  Побуждение детей к проявлению настойчивости в поисках ответа на возникающие вопросы и стремление к экспериментированию, познанию, творчеству; учению формулирования выводов, маленьких открытий.

·  Развитие диалогической и монологической речи дошкольников; формирование способности к построению связных высказываний; обогащению словарного запаса детей.

Ожидаемый  результат:

·  Интерес воспитанников к различным представителям животного и растительного мира, желание больше узнать об их жизни.

·  Знание и выполнение правил обращения с живым существом.

·  Осознание необходимости охранять растения и животных, заботиться о них.

·  Желание и умение ухаживать за живым объектом.

·  Эмоциональность восприятия и общения с растениями и животными.

 В рамках проекта педагоги организовали творческую группу и за учебный год подобрали дополнительный материал к природным объектам: пословицы и поговорки, стихотворения, загадки, народные приметы, скороговорки, биологические особенности и т.д.

Педагоги нашего учреждения структурировали материал и  разработали методическое пособие «Экологическая тропинка». В нем представлены различные формы работы с детьми: наблюдения за живыми объектами («Экологическая тропинка»), поисково-познавательная деятельность (элементарное экспериментирование с объектами неживой природы), труд в природе (примерное планирование трудовой деятельности детей в природе, конспекты совместной деятельности педагога с детьми). Кроме того, материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребёнка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым.

 Педагоги детского сада отметили, что необходимо формировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Для этого они создали  развивающую среду экологического направления. В ней  дети с ограниченными возможностями здоровья познают  окружающий мир, учатся самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдают за объектами и явлениями живой и неживой природы и активно взаимодействуют с ними.

  Педагоги разработали схему «Экологическая тропа» (приложение № 2). В ней  изображено здание и прилегающая территория с природными объектами. Объектами тропы являются деревья и кустарники, которые растут на территории образовательного учреждения.

  Экологическая тропа - один из важнейших компонентов экологической развивающей среды в МАДОУ «Детский сад № 9 «Журавлик». Она  позволяет дошкольнику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить их. Именно экологическая тропа позволяет понять общую связь живого организма с внешней средой, наблюдать жизнь живых организмов в экосистемах, их взаимное влияние друг на друга и т.д.

 Коллектив МАДОУ эффективно использует в работе с детьми с ОВЗ следующие методы и приемы экологического воспитания:

· наблюдение

· использование иллюстративно-наглядного материала

· игры

· несложные опыты, знакомящие детей с природой

· моделирование

· рассказ взрослого о предметах и явлениях природы

· художественная природоведческая литература

· беседы о природе

· труд детей в природе

· экскурсии в природу

· элементарная поисковая деятельность детей

· совместная деятельность

· коллекционирование.

Наблюдение – это специально организованное взрослым, целенаправленное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Цель: усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений.

· Иллюстративно-наглядный материал: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, модели, диафильмы, кино- и телефильмы.

Цели: формирование знаний об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно; представление о длительно протекающих в природе явлениях; обобщение и систематизация, углубление знаний детей; формирование эстетического восприятия природы, обогащение эстетических впечатлений и чувств.

· Игры игры с готовым содержанием и правилами и творческие игры.

Игры с готовым содержанием и правилами: дидактические (предметные, настольно-печатные, словесные) и подвижные игры.

Цели: уточнение, закрепление, расширение имеющихся у детей представлений о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитие памяти, внимания, наблюдательности, активизация разнообразных умственных процессов; обогащение словаря; воспитание умения играть вместе.

Игры вызывают эмоциональное отношение к природе и дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков, обобщать и классифицировать.

Творческие игры природоведческого содержания: организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно.

Цели: усвоение знаний о труде взрослых в природе, осознание значения труда взрослых, формирование положительного отношения к труду.

· Опыт это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.

  Цели: формирование у детей познавательного интереса к природе, развитие наблюдательности, мыслительной деятельности; осознание детьми причинно-следственных связей.

· Моделированиесовместная деятельность взрослого и детей по построению (выбору или конструированию) моделей.

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

Цель: успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

· Рассказвид творческой художественной деятельности взрослого, требующий у него определённых знаний о природе, наблюдательности, умения сопоставлять явления природы, размышлять над ними. Не менее важна выразительность речи.

Цель: создание у детей точного, конкретного представления о наблюдаемом в данный момент или виденном ранее объекте, явлении природы; сообщение детям новых, неизвестных им фактов.

· Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Знакомясь с её содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнение, радость, страх. Общее требование к методике использования книг – сочетание чтения с непосредственным наблюдением в природе.

Цель: воспитание этических представлений – любви и бережного отношения к природе; воспитание эстетического восприятия окружающего мира.

· Беседы о природе принято делить на следующие виды: установочные (или предварительные), эвристические и итоговые.

Установочная беседа собирает внимание детей, вызывает интерес к предстоящей деятельности, актуализирует имеющийся опыт для установления связи между знаниями, полученными ранее, экскурсией или  наблюдением и т.д.

Эвристическая беседа предполагает установление причин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений.

Итоговая беседа используется для обобщения и систематизации знаний детей о природе, полученных в процессе наблюдений, игр, чтения художественных произведений, труда, проведения опытов и т.д.

Цели: возбуждение интереса к предстоящей деятельности; уточнение, углубление, обобщение и систематизация знаний детей о природе, формирование отношения к природе.

· Труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию.

Цели: воспитание любви к природе, бережного и заботливого отношения к ней; расширение кругозора детей; создание благоприятных условий для решения задач сенсорного воспитания.

· Экскурсии в природу – один из основных видов совместной деятельности и особая форма организации работы по экологическому воспитанию.

Цель: знакомство детей с объектами и явлениями природы в естественной обстановке.

· Поисковая деятельностьсовместная работа взрослого и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира.

Цель: высокая активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания.

· Коллекционирование-это ещё один способ привлечь внимание детей к окружающему миру. Коллекционирование не должно наносить вреда природе, поэтому лучше всего собирать различные породы и минералы (гранит, кварц, слюда, известняк и  т.д.)

Коллекционировать можно всё, что угодно: запахи, звуки, краски природы, открытки о природе, рисунки. Коллекции могут лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми.

Педагоги МАДОУ «Детский сад № 9 «Журавлик» активно используют в своей работе методический материал пособия «Экологическая тропа». Используя материал, педагоги пришли к выводу, что особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает его личностный рост, понимание ребёнком мира, в котором он живет. Многогранный мир природы пробуждает у детей с ограниченными возможностями здоровья  любознательность и интерес. Окружающая природа эмоционально захватывает ребёнка, поражает его воображение. Содержание природоведческих знаний очень занимательно для детей и побуждает их к размышлению, сомнению, сравнению, обобщению.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как именно в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Составные экологической культуры личности дошкольника – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности – в играх, в труде, повседневной жизни. Эффективность экологического воспитания дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей среды, а также от системной педагогической работы с детьми.

Приложение № 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

Основные направления реализации проекта

«Экологическая тропа (Деревья осенью)»

Познавательное, социально-коммуникативное, физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Ознакомление с окружающим миром

Наблюдения, экскурсии, выставки

Игры

Опыты, эксперименты, исследования

Продуктивная деятельность

Ознакомление с художественной литературой и развитие речи

Совместная деятельность учителя-дефектолога и детей

Занятие: «Деревья, которые окружают наш детский сад».

Занятие: «Осенние изменения на территории детского сада».

 

«Экологическая тропинка».

Фотовыставка и выставка иллюстраций.

Д/и «Цепочка слов», «Назови признаки, действия»,

 «4-й лишний», «Какой лист, какая ветка», «Один-много», «1,2,5».

П\И «Найди дерево», «Кто быстрее»

Рассматривание и сравнение осенних листьев, их форм и расцветок. Сравнение деревьев.

Обводки, трафареты, штриховки, обводки по точкам, выкладывание контуров из семян растений, крупных и мелких палочек.

Заучивание стихов и деревьев.

Составление описательных рассказов.

Отгадывание и придумывание загадок.

Совместная деятельность воспитателя и детей

Беседа: «Как природа рисует красками» (какие изменения произошли на территории детского сада).

Выставка работ детей «Золотая осень».

Циклы наблюдения за природными явлениями, деревьями, целевая прогулка по территории детского сада.

Праздник «Осенины».

С/р игра «Осеннее путешествие». Д/и «С какого дерева лист, плод», «Цепочка слов»; разрезные картинки.

Какие изменения произошли на территории детского сада осенью.

Следопыты: «Как листья становятся питанием для растений».

Лепка: «Золотая осень на территории детского сада» (из теста).

Аппликация: «Ветка с осенними листьями»

Рисование: «Деревья в пасмурный (ясный) день», «Листья клена пожелтели».

И.Бунин «Листопад», Н.Минский «Листопад», В.Зотов «Рябина», А.Фет «Печальная береза», Н.Ладонщикова «Осень».

Совместная деятельность родителей и детей

Сбор гербария, посещение библиотеки, подбор книг, открыток для выставки.

Экскурсии по территории детского сада в разные периоды осени. Фотографирование (осень на территории детского сада)

Словесные игры: «Цепочка слов», «Назови признаки, действия».

Экскурсия в парк, в лес с родителями.

Чем отличается территория детского сада от территории парка, леса?

Изготовление поделок из природного материала.

Участие в оформлении выставки художественной литературы.

Разучивание стихов о деревьях.

Самостоятельная деятельность детей

Рассматривание детских энциклопедий и другой литературы по теме, коллекция открыток «Деревья», рассматривание гербария, просмотр телепередач.

Наблюдения за опадающими листьями, рассматривание листьев. Выставка «Творческая мастерская».

П/и «1,2,3-к дереву беги»,

 д/и «Сложи картинку», лото, пальчиковые игры по теме.

Сравнение листьев и плодов различных деревьев.

Рассматривание в лупу внутренней стороны листа.

Раскраски из серии «Деревья», Осень».

Творческие задания «Дорисуй».

 Украшение группы детскими работами.

Продуктивная деятельность

Знакомство с выставкой книг, альбомов, открыток.

 

Основные направления реализации проекта

«Экологическая тропа (Деревья летом)»

Познавательное, социально-коммуникативное, физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Ознакомление с окружающим миром

Наблюдения, экскурсии, выставки

Игры

Опыты, эксперименты, исследования

Продуктивная деятельность

Ознакомление с художественной литературой и развитие речи

Совместная деятельность учителя-дефектолога и детей

  Беседа: «Какую пользу приносят деревья».

  Упр. «Образование существительных множ. числа родит. и  им. падежей: берёза-берёзы-берёз.

Наблюдения за цветущей липой.

 Экскурсия «В гости к деревьям» (по эколог. тропе).

 Целевая прогулка в смешанный лес (район реки Веряжа).

Словесная игра «1-2-5».

Упр. «Скажи наоборот»,

«4 лишний».

Ф/мин.: «Мы под дубом посидим», «Мы вокруг берёзы весело пойдём».

Сравнение листьев по форме и окраске.

 Сравнение: дуба и берёзы, тополя и клёна

Штриховки: «Какие листья спрятались на картинке (контуры листьев), раскрашивание.

Чтение: Н. Сладков «Почему год круглый».

  Разучивание «Берёзонька»- нар. песенка, «Вишня» М. Исаковский.

 Слушание записей: «Шум леса»

Совместная деятельность воспитателя и детей

Беседа «Деревья-медоносы».

Составляем праздничную рекламу дерева

 по программе Рыжовой И.А.

Выставка рисунков «Наши новые знакомые деревья».

Праздник «День летнего дерева» по программе Рыжовой И. А.

Выставка «Деревянная игрушка».

П/и «Прятки» (по инс.: кто спрятался за высоким, низким, толстым деревом).

«Поле чудес» на тему «Лето. Деревья».

Ситуация «Если был бы я деревом».

Опыт «Вверх к листочкам» (доказать, что стебель проводит воду к листьям).

Рисование:

 «Краски лета»,

«Портрет дерева»,

«Прощай лето».

Аппликация:

симметричное вырезание листьев различных деревьев

Чтение и разучив стихотворений:

Санин Е.Г.:

1)Дуб.

2)Ель. Сосна.

3)Клён.

4)Тополь.

5)Липа.

Совместная деятельность родителей и детей

Беседа «Правила поведения в лесу».

 Досуг «Прогулка по летнему лесу».

 Подготовка экспонатов к выставке «Деревянная игрушка».

 На отдыхе: нахождение сучков, интересных коряг с изображением животных и т.д.

 Зрительно и на ощупь сравнить хвою ели и сосны.

П/игра на отдыхе «1,2,3 к дереву… беги».

Д/игра: «Узнай и опиши лист».

Изготовление игрушек-самоделок из сосновых и еловых шишек

Участие в оформлении выставки худ. литературы

«Ах, лето».

Самостоятельная деятельность детей

Рассматривание энциклопедий и др. литер. по теме: «Деревья летом».

 Просмотр телепередач, журналов на экологическую тему.

Сбор природного материала для поделок: веточки, кора, крылатки, плоды, листья и т.д.

«Ящик ощущений» - угадать предметы, связанные с деревьями: кора, семена, листья и т.д.

Игра «Сколько шагов до берёзы, дуба…». Какое дерево дальше?

Поздравительные открытки деревьям.

Раскраски из серии «Деревья».

Лепка из пластилина, теста.

Знакомство с выставкой книг, альбомов, открыток.

 

 

 

 

Основные направления реализации проекта

«Экологическая тропа (Деревья зимой)»

Познавательное, социально-коммуникативное, физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Ознакомление с окружающим миром

Наблюдения, экскурсии, выставки

Игры

Опыты, эксперименты, исследования

Продуктивная деятельность

Ознакомление с художественной литературой и развитие речи

Совместная деятельность учителя-дефектолога и детей

Занятия: «Деревья зимой». Образование относ. прилагательных, употребление предлогов: в, на, под.

Составление описательного и сравнительного рассказов с использованием опорных схем.

Наблюдение за ветками деревьев, поставленных в воду.

Экскурсия «Деревья зимой».

 

«Четвертый лишний»,

«Скажи наоборот»,

«Один – много»,

«Назови признак»,

« Назови действие».

Сравнение веток различных деревьев по расположению почек, по цвету коры.

Штриховки, обводки по точкам «Дорисуй», «Узнай по контуру», выкладывание из природного материала

Беседа о деревьях зимой. Составление рассказа о прочитанном по схемам.

Совместная деятельность воспитателя и детей

Рассматривание картин П. Кузнецова «Иней»,

 И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

Просмотр диафильмов, мультфильмов.

Выставка иллюстраций «Деревья зимой»

Экскурсия по экологической тропинке.

Выставка поделок из природного материала

П/и «1,2,3 - к  дереву беги»,

н/п игры: «Живая природа», «В лесу».

Этюды на эмоционально-волевую сферу.

С/р игра «Путешествие в зимний лес».

Исследование «Как узнать дерево зимой».

Опыт : зимние ветки деревьев в тепле и холоде.

Рисование разных веток: тополь, липа. Конструирование из природного м-ла.

Лепка «Зимнее дерево» (барельеф).

Аппликация «Зимний лес».

Заучивание стихотворения С. Есенина «Береза».

Чтение Г.Скребицкий «На лесной полянке».

Совместная деятельность родителей и детей

Просмотр фильмов, телепередач, мультфильмов.

Беседы о деревьях.

Экскурсии в зимний лес и парк.

Словесные игры по заданию дефектолога: «Скажи наоборот», «Один – много», «Назови признак, действие».

Акция: «Окажи помощь деревьям зимой (укутывание снегом)».

Помощь в изготовлении поделок из природного материала к выставке «Зимние чудеса в лесу».

Чтение рекомендованной литературы: Шорыгина «Деревья. Какие они?». Прогулка в лес.

Стихи Г. Галиной «Иней», «Утром».

Самостоятельная деятельность детей

Рассматривание энциклопедий, открыток

Самостоятельное наблюдение за деревьями.

Подвижные игры детей на прогулке, во дворе.

Игра «Чудесный мешочек» (угадай плоды деревьев на ощупь).

Рисование деревьев с использованием образцов

Знакомство с выставкой книг, альбомов, открыток.


15 февраля 2017 в 15:55

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.